Цифровой звук

         

Субъективные тесты


Зачем иметь повышенное качество преобразователей? И есть ли разумный предел для характеристик, выше которых они уже не имеют смысла? Вопрос очень многогранен. Во-первых, при современной профессиональной работе со звуком, когда с исходной записью совершается множество операций обработки и микширования, происходит деградация качества и многократное переусиление существующих артефактов записи. Так что чем чище был исходник, тем больше останется полезной составляющей. Ведь не так уж далеко от 16 бит по качеству ушли преобразователи, достигнув пока что всего лишь 20 битного динамического диапазона (120 дБ). Во-вторых, высокие характеристики получаются лишь на синусоидальном тестовом сигнале предельно большой амплитуды, и на реальном сигнале всё будет гораздо прозаичнее, без особенного запаса. В-третьих, при профессиональной работе со звуком возникает задача различения нюансов звучания при небольших изменениях параметров эффектов с целью нахождения наиболее удачного положения. И здесь, как показывает практика, неплохо играющие, но не выдающиеся преобразователи, полностью маскируют изменения, что может привести к перерегулированию и выявлению сильных артефактов звучания на высококачественной аппаратуре. И, наконец, самый главный аргумент: несмотря на все имеющиеся теоретические сведения, пока что уши различают качество между преобразователями, а субъективное звучание различных устройств в целом согласуется с их относительными тестовыми характеристиками, что может служить если не основным, то достаточно объективным параметром при выборе.

При субъективном тестировании качества звукового тракта использовались студийные мониторы Event 20/20bas, а также тракт из ресивера Pioneer AX5i и колонок B&W 6s3. В качестве референсного устройства при сравнении использовалась звуковая карта Lynx Two.

Скажем сразу, звучание E-MU 1820 на удивление мало отличается от Lynx Two и тем самым выделяет тестируемую карту среди полупрофессиональных устройств данной ценовой категории. Вполне возможно, что это ненадолго и у конкурентов вскоре появятся устройства на обновлённых преобразователях.

В профессиональных приложениях мы не встретили проблем. В Cubase SX2 карта превосходно работала в режиме 44,1 кГц. Многоканальность позволяет использовать карту для сведения 5.1 или даже 7.1 звуковых дорожек.


По новой традиции мы намеренно проводили слуховые тесты перед измерениями АЧХ колонок. Ведь самое главное орудие музыкально-звукового эксперта - это его уши.

С другой стороны, без измерений жить очень скучно, ведь словесное описание не может быть исчерпывающим и однозначным. Кроме того, впечатление от прослушивания сильно зависит от психофизического состояния эксперта.




Комплект колоночек Inspire 6700 при субъективном тестировании подключался к звуковой карте Creative Audigy2. Подключение происходило комплектующимся проводом с тремя разъемами мини-джек на концах. Передеча сигнала на седьмой сателлит обеспечивается посредством трехконтактного разъема мини-джек. Так что подключить набор к 6.1 или 7.1 карте не от Creative затруднительно.




При субъективном тестировании качества звукового тракта использовались студийные мониторы Event 20/20bas, а также тракт из подключенного по аналогу в режиме direct ресивера Pioneer AX5i (один из лидеров в своём классе) и колонок B&W 60X S3 (с кевларовыми динамиками и прецезионными пищалками Nautilus). В качестве референсного устройства при сравнении использовалась звуковая карта Lynx Two.

Звучание M-Audio FireWire 410 соответствует своему классу и подходит для своего назначения. Характер звука нейтральный, без тембрального окраса и сколько-нибудь заметных искажений. Отличие от референсного звучания — в чуть меньшей резкости атаки, а также упрощенности тембров. С одной стороны, чуда не произошло, и, несмотря на внешнее исполнение, качество звучания осталось на том же уровне полупрофессиональных PCI звуковых карт (а что вы хотели получить с той же самой начинкой?). С другой — недостатки по сравнению с устройствами высшей ценовой категории проявятся лишь на весьма дорогом контрольном тракте, так что M-Audio FireWire 410 можно с успехом использовать с начальными и средними моделями студийных мониторов, скажем BX5 от того же производителя. На наш взгляд, такая система будет наиболее сбалансированной.

В профессиональных приложениях мы не встретили проблем. В Cubase SX2 карта уверенно работала при буфере 256 семплов и задержкой менее 10 мс для 44,1 кГц. При этом загрузка CPU по сравнению с внутренней PCI картой была в среднем больше лишь на 2-3 процента, не превышая 8 процентов на Pentuim-4 2,53 ГГц. Многоканальность позволяет использовать M-Audio FireWire 410 для сведения 5.1 или даже 7.1 звуковых дорожек.



Хоть это и не обязательно для профессиональных устройств, у M-Audio FireWire 410 корректно работает драйвер DirectSound, позволяя использовать устройство, скажем, в WinDVD для прослушивания музыкальных DVD-Video дисков. При этом многоканальность появляется, если выставить многоканальную конфигурацию в стандартных настройках звукового устройства Windows и поставить первичным устройством M-Audio FW Multi.




Впечатления от прослушивания в машине (тыловые колонки JBL GTO935e) очень хорошие. В динамики как будто вдохнули новую жизнь: появились четкие упругие басы и чистенькие верха. Запаса по громкости хватает. Можно еще сделать звук немного более «коммерческим», выставив первый уровень D-BASS, но через какое-то время такое звучание утомляет. Появилась другая проблема: низкое качество некоторых mp3-файлов. Файлы с низким битрейтом (ниже 192 к/бит) и с «плотной» музыкой звучат совсем плохо, а огрехи плохих кодеков очень выделяются. (Всем любителям архивирования музыки настоятельно рекомендуется пользоваться правильно настроенным EAC-ом в связке с lame-ом для копирование аудиодисков в mp3-файлы.)

Более тщательные тесты проводились в приглушенной комнате на следующем оборудовании:

  • CD-транспорт: музыкальный центр Sony MCH-RX70;
  • усилитель: Yamaha AX-396;

    колонки: Canton Fonum 530.

    Сначала сравнивалось звучание CD-приводов музыкального центра и плеера. Для этого их линейные выходы подсоединялись к усилителю, на обоих запускались копии одного и того же аудиодиска, а переключение между ними осуществлялось с пульта усилителя.

    CD-привод музыкального центра оказался явно лучше. Если звук достаточно хорош, то по мере увеличения громкости происходит качественное изменение и наступает момент полного погружения в звуковую атмосферу произведения. В случае с CD-приводом этого автомобильного плеера такого эффекта нет ? звук просто становится громче, и через какое-то время хочется сделать потише.

    Когда колонки были подсоединены к выходу автоплеера, звук не претерпел явных изменений к худшему, а мощности плеера оказалось вполне достаточно для озвучивания средних размеров комнаты. Определить субъективные характеристики отдельно усилителя мощности плеера не получилось, так как его линейный вход не активен без коммутации с другим подходящим источником звука от Sony.




    Этот раздел является для экспертов самым трудным, а для многих читателей - самым важным и интересным.

    Звучание колонок в музыке оценивалось при воспроизведении сигнала, снятого по цифре со звуковых карт Live! 5.1 и WaveTerminal2496. Последняя требовалась, чтобы исключить влияние алгоритмов микширования и передискретизации карты Creative, в первую очередь, присущего ему завала на высоких частотах. Впрочем, разница между платами на данном комплекте была практически неуловима. Использовались файлы 44,1 и 48 кГц. Воспроизведение формата 24/96 данный комплект не поддерживает.

    О правильном расположении сателлитов и сабвуфера. Опытным путём было выяснено, что для небольшой комнаты или компьютерного уголка сателлиты играют оптимальным образом при положении, когда фронтальные сателлиты и слушатель образуют равносторонний треугольник с длинной стороны 1 м. При этом, для увеличения отдачи по высоким частотам спикеры должны быть чуть повёрнуты на слушателя и установлены не ниже 10-15 см от уровня ушей слушателя (за счёт подъёма оси головки положение на уровне с ушами не требуется). Оптимальное место для сабвуфера - НЧ-динамиком прямо на слушателя под столом, не ближе 20 см до стены. При любом боковом положении саба негативно сказывается влияние направленности звука.

    Воспроизведение музыки произвело на нас в целом довольно благоприятное впечатление. При правильном положении слушателя комплект создаёт вокруг него равномерное и ненапрягающее звуковое поле. Ощущение дискретности источников звука и надрывного звучания, что нередко бывает вызвано маленькими компьютерными колоночками, к счастью отсутствует. В случае нормальных источников звука (wav-файлов, сграбленных с CD), искажений практически не ощущается. Стереопанорама - очень хорошая. Весь частотный диапазон прослушивается слитно, без разрыва между сателлитами и сабвуфером. Сабвуфер играет абсолютно без запираний и паразитных среднечастотных призвуков до 50% положения громкости (про FS уровне входного сигнала), дальше даёт о себе знать задняя пластмассовая панель и не слишком жесткая для больших мощностей конструкция корпуса.

    Содержание раздела