Цифровой звук

         

в конференциях, посвещённых звуковым картам,


Итак, самая горячая тема в конференциях, посвещённых звуковым картам, звучит примерно так: "Да как может этот Live!5.1 со своим стареньким чипом EMU10K, образца 98 года, что-то там аппаратно декодировать?! Что-то тут нечисто..."

Давайте разбираться вместе. Основная причина такой "живучести" Live! заключена в том, что чип EMU10K разрабатывался как универсальное инженерное изделие, для применения в совсем "недетских" звуковых картах и семплерах фирмы EMU. А посему содержит очень много ресурсов по своей расширяемости. Сюда можно отнести наличие выводов чипа для работы как с шиной AC-link, так и с шиной I2S. А также наличие четырех (!) выводов S/PDIF out.




В обычном Лайве использовался только один выход, информация по остальным - дублировалась. В серии карт 5.1 используются уже 3 таких выхода. В подтверждение того, что карты 5.1 не отличаются от обычных Live!, приведу опыт моих друзей из Санкт-Петербурга. Они поменяли прошивку в ПЗУ, стоящем на Live!Value1024 (CT4830) на подобную от Player 5.1. Драверы встали без малейших проблем, и все приложения работали так, будто это была карта 5.1 (за исключением физической невозможности вывода 2-х из 6-ти каналов). Так что все разговоры несведущих фанатов о якобы специальной и оптимизированной для DolbyDigital ревизии чипа EMU10K были опровергнуты на практике.

Итак, декодирование DolbyDigital 5.1 осуществляется на уровне драйверов. Для получения такой возможности нужен программный DVD-проигрыватель, поддерживающий сквозной посыл AC-3 потока на цифровой выход Live! При этом, при выставлении опции "AC-3 decode" в настройках Surround Mixer, и, выбрав режим S/PDIF output (или что-то в этом роде) в программном DVD плеере, получаем декодирование AC-3 потока драйверами карты. При этом нельзя получить сигнал с цифрового выхода ни у Live! 5.1, ни у Platinum 5.1. То есть, не получится, к примеру, подключить карту по цифре для музыки, а по аналогу - для домашнего кинотеатра.

Сама Creative изначально позиционировала карту для "DolbyDigital ready" ресиверов или для своих наборов без аппаратного декодера в комплекте (таких, как DTT2200).
Однако последние пресс- релизы рекомендуют использовать карты серии 5.1 также и с DTT3500 (который содержит в себе аппаратный декодер).

С другой стороны, никто не мешает включить в последних версиях софтверных проигрывателей, например, WinDVD или PowerDVD, поддержку 6-ти канальных карт и отдать декодирование DolbyDigital внутренним алгоритмам этих замечательных программ. Однако, программы эти коммерческие, а в 5.1 - эта поддержка хоть и идёт через софт, однако сразу в комплекте. То есть, теоретически возможен вариант найти какую либо программу (или устаревшую версию двух названных мною самых популярных плееров), не поддерживающую 6-ти канальное воспроизведение, и воспользоваться услугами карты по декодированию (возможно сэкономив тем самым своё драгоценное время и не менее ценные деньги).




Я тестировал Platinum 5.1 на следующем домашнем кинотеатре:

  • Ресивер Onkyo TX-DS484 (DD5.1, DTS,

    24bit/96kHz DACs for all channels, 5x75W PHC 6 Ohm, 5Hz-100kHz

    +0..-3dB)

  • Фронт JPW ML510i (2x75 W RMS, 6 Ohm, 89 dB/W on 1m,

    60-22000Hz +-3dB)

  • Тыл JPW Golden Monitor (2х75 W RMS, 6 Ohm, 87 dB/W

    on 1m)

  • Центр NAD 808CC (100 W RMS 8 Ohm)
    Сабвуфер JPW SW40

    (активный, 50 W)

  • Телевизор "Philips 29"

    Домашний кинотеатр в "свёрнутом" состоянии:




    Прелесть ресивера Onkyo TX-DS484 для нас в том, что он, помимо обоих видов цифровых интерфейсов (коаксиального и оптического), имеет и 5.1 аналоговый вход. То есть, имелась возможность сравнить качество декодирования и воспроизведения Live!Platinum 5.1 и аппаратного декодера по цифровым входам. Чем я с удовольствием и воспользовался. Для тестов были использованы насыщенные звуковыми эффектами DVD демо-трейлеры нескольких голливудских фильмов (Blade, Matrix, The Mask of Zorro, Tomorrow Never Dies, etc.) с различными битрейтами звуковых дорожек (от 256 до 448 кбит/с).

    Качество звука, выдаваемого Лайвом по аналоговым выходам, было весьма достойным. А также в микшере имеется удобная возможность отдельно отрегулировать громкость сабвуфера по вкусу.Ну и когда я переключился на аппаратное декодирование в Onkyo, сопровождение изменилось. Тембры стали побогаче и само звучание немного естественнее. Однако, если бы я не слышал, как играет аппаратный декодер, то был бы весьма доволен качеством Platinum 5.1. Далее, я попробовал воспроизвести звуковую дорожку 6-ти канальной опцией софтовых плееров. Особых отличий ни в качестве звучания, ни в загрузке процессора (по sysmon), по сравнению с драйверами Live!, я не обнаружил.


    Содержание раздела