Цифровой звук


3D звук - часть 3


Зрительное восприятие позволяет нам правильно идентифицировать звук, даже если частота звука очень низкая, например фраза "Эй, танки слева!" помогает нам понять, что тот тихий, едва различимый рокот где-то на пределе слышимости означает приближение колонны бронетехники. Если мы не видим объект, издающий звук или не знаем, что именно издает звук, нам бывает очень сложно идентифицировать источник звука. Например, если мы слышим какие звуки из-за стены, но не знаем, что ребенок тренируется в сольфеджио, мы можем решить, что кто-то издевается над кошкой.

Пока нет совершенных во всех отношениях систем создания и воспроизведения 3D звука, также как нет идеальных систем создания и визуализации 3D графики. Тем не менее, уже сейчас у нас есть возможность слышать 3D звук, по крайней мере, на базовом уровне. Необходимые для создания 3D звука алгоритмы давно известны и отработаны, созданы звуковые движки и выбраны интерфейсы, приняты стандарты, осталось создать оптимальную по цене и производительности аппаратную часть (или воспользоваться возможностями CPU), отточить до совершенства алгоритмы и звуковые движки и обеспечить тонкую настройку всей системы под конкретного слушателя.

Компания Sensaura более 10 лет занимается созданием звуковых технологий. Ранее Sensaura носила имя CRL (Central Research Lab) и была подразделением концерна EMI. В легендарной студии Abbey Road оттачивались технологии создания 3D звука. Все разработки Sensaura ориентированы на работу через стандартный интерфейс DirectSound3D и его расширения. Часть технологий Sensaura уже применяется на практике, другие разработки мы скоро увидим в действии.

Технология Sensaura для воспроизведения 3D звука носит общее название 3D Positional Audio (3DPA) и включает в себя целый ряд решений, представляющих собой набор специализированных алгоритмов и звуковых движков:

  • MacroFX - позволяет воспроизводить звук от источников, расположенных на расстоянии до 1 м от слушателя (в т.н. ближнем поле, near field)
  • MultiDrive - технология воспроизведения 3D звука через четыре и более акустических колонок
  • EnvironmentFX - движок реверберации, через него реализована поддержка EAX 1.0/2.0 и I3DL2
  • ZoomFX - позволяет использовать такой параметр источника звука, как размер
  • Digital Ear - позволяет формировать библиотеки HRTF под конкретного слушателя

Более подробно о технологиях Sensaura вы можете узнать в специальном материале.

Производители звуковых чипов лицензируют разработки Sensaura и воплощают их в жизнь. При этом технологии Sensaura могут работать и за счет CPU, т.е. при использовании так называемых HSP (host-based signal processing) алгоритмов. Первый DSP чип, в котором на аппаратном уровне реализована поддержка технологий Sensaura сделала компания ESS Tech. Этот чип называется Canyon3D, а первую карту на базе этого DSP сделала компания Terratec. Об этой карте, которая получила футуристическое имя DMX мы и поговорим сегодня.




Начало  Назад  Вперед